Написать

Методические рекомендации по организации образовательного процесса подготовки водителей всех категорий и подкатегорий


Пояснительная записка

Настоящие методический рекомендации устанавливают порядок набора курсантов на подготовку, переподготовку водителей всех категорий и их обучение в ГАУ ДРО СО «Арамильский УТЦ АПК».

Методические рекомендации разработаны на основе анализа современной нормативной базы в области безопасности дорожного движения и российского образования, многолетней практики обучения водителей и инновационных педагогических технологий, так как гарантия успешной подготовки водителей - это четкая организация обучения.

ГАУ ДПО СО «Арамильский УТЦ АПК» своей задачей ставит - готовить грамотных дисциплинированных водителей; способных прогнозировать ситуацию; умеющих видеть не только обстановку перед своим автомобилем, но и вокруг него; виртуозно владеющих собственным автомобилем; умеющего за доли секунды принимать правильное решение по выходу из сложившейся ситуации. Достичь данной задачи позволяет специальная подготовка водителя.

Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.07.2014 г., регистрационный № 33026), введены в действие новые примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий.

Для организации образовательного процесса по новым примерным программам в ГАУ ДПО СО «Арамильский УТЦ АПК»  вся учебная документация и процесс обучения приведены в соответствии с программами. В частности разработаны, утверждены и введены в действие:

- рабочие программы;

- учебные планы и расписание занятий;

- материально-техническая база;

- свидетельство о профессии водителя;

- индивидуальная книжка учета вождения;

- журнал учета занятий по подготовке водителей соответствующей категории.

Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

 

Преподаватели учебного предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Преподаватели учебных предметов «Основы законодательства в сфере  дорожного движения», «Основы  безопасного управления транспортными средствами», «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом», «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом»  должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Занятия по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» проводится медицинским работником с высшим или средним профессиональным образованием медицинского профиля.

Преподаватель по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя» должен  иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующей квалификации.

Квалификационные требования

Преподаватель должен: планировать,  организовывать и осуществлять деятельность по теоретическому и практическому обучению; проводить занятия по практическому обучению вождению на тренажере;  обеспечивать  материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности используемого оборудования; анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения; оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий, зачетов и экзаменов; участвовать в разработке рабочих программ, учебных планов, задач, тестов, упражнений по соответствующей теме; осуществлять выбор и использовать современные учебники и учебно-методические пособия; изучать и использовать инновационные образовательные технологии; обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности; своевременно и качественно осуществлять обслуживание применяемого в обучении  оборудования.

Мастера производственного обучения должны иметь образование не ниже среднего (полного) общего, непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет, и документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории.

Квалификационные требования

Мастер производственного обучения должен: планировать, организовывать и осуществлять деятельность по обучению вождению; проводить занятия по практическому обучению вождению на учебном транспортном средстве для отработки и совершенствования навыков вождения; проводить практические занятия по техническому обслуживанию транспортных средств; обеспечивать проверку технического состояния используемых транспортных средств и оборудования; оценивать результаты обучения посредством проведения  контрольных занятий и экзаменов; анализировать занятия, применять решения по коррекции целей,  содержания, методов и средств обучения; осуществлять выбор и использовать в процессе обучения современные учебники и учебно-методические пособия; разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий по практическому вождению; изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии; обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности; бережно относится к учебному транспортному средству; своевременно и качественно осуществлять техническое обслуживание закрепленного  за ним транспортного средства.

          Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.

 Набор курсантов для обучения

 

На подготовку водителей всех категорий и подкатегорий  принимаются граждане РФ и граждане других государств, имеющие временную регистрацию по месту пребывания на территории РФ.

Возрастные критерии, для лиц обучающихся на водителей различных категорий:

- категория «М», подкатегории «А1» - шестнадцать лет;

-категория «А» - восемнадцать лет;

-категории «В» и «С» -  семнадцать лет;

- категория «Д» - двадцать один год;

- категория «ВЕ», «СЕ» - лица, имеющие стаж управления транспортным средством категорий «В»,  «С» не менее 12 месяцев.

Лицо, желающее обучится в ГАУ ДПО СО «Арамильский УТЦ АПК» предоставляют следующие документы:

- заявление;

- паспорт  или иной документ, удостоверяющий личность;

- документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации);

- медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующей категории;

- 2 фотографии размером 3*4 см.

Для лиц, желающих пройти переподготовку с одной категории на другую, дополнительно необходимо предоставить:

- водительское удостоверение.

 Организация образовательного процесса

 

Содержание профессиональной подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий  определяется рабочей образовательной программой, утвержденной и реализуемой ГАУ ДПО СО «Арамильский УТЦ АПК», созданных на основании Примерных программ.

Структура и содержание Рабочих программ подготовки водителей различных категорий представлены учебным планом, тематическими планами по учебным предметам, программами по учебным предметам.

В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.

В тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

В программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы подготовки водителей.

Требования к результатам освоения программ водителями различных категорий сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств категории «В».

Водитель транспортного средства категории «В» должен уметь

- выполнять контрольный осмотр транспортного средства перед выездом и при выполнении поездки;

- заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований;

безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения;

- управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

- обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;

- уверенно действовать в нештатных ситуациях;

- принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке;

- устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

- совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.

Водитель транспортного средства категории «В» должен знать

назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства;

- Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;

- виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- основы безопасного управления транспортными средствами;

- о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также состояния здоровья и усталости на безопасное управление транспортным средством;

- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;

- приемы и последовательность действий при оказании первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

- порядок выполнения контрольного осмотра транспортного средства перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;

- правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортного средства, приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами.

 

Требования к организации учебного процесса:

  1. Учебные группы по подготовке водителей создаются численностью до 30 человек.
  2. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий - 1 академический час (45 минут), а при обучении вождению  - 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.

      3. В  организации учебного процесса преподаватели должны учитывать следующие     аспекты обучения:

- рациональное и эффективное использование времени занятия, оптимальный темп и чередование смены видов деятельности.

- целесообразность и эффективность использования наглядности и технических средств обучения.

- уровень обратной связи с учащимися.

- эффективный контроль знаний.

Методические рекомендации для проведений

теоретических учебных занятий

 

Занятия в учебном центре по своей структуре, во многом сходно с занятием в любом другом образовательном учреждении, а именно занятие должно содержать следующие этапы:

  1. Организационный этап: взаимное приветствие преподавателя и обучаемых, определение степени готовности аудитории  к учебному занятию, оглашение темы и цели занятия.
  2. Этап проверки домашнего задания: выявление преподавателем степени усвоения учащимися заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недостатков.
  3. Этап усвоения новых знаний: преподаватель дает курсантам конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона.

Для успешного освоения теоретического материала в процессе обучения необходимо использовать различные методы. Если  придерживаться классификации методов обучения по источнику получения знаний, то в ней выделяют 3 группы методов: практические, наглядные, словесные.

При обучении кандидатов в водители преподаватели должны учитывать следующие правила:

- Запоминание ряда предметов, представленных в натуре, происходит лучше и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме. Особенно это правило относится к изучению знаков дорожного движения,  при изучении деталей и механизмов автомобиля или демонстрация методов оказания первой помощи.

- Но следует учитывать, что ограничиваться только одной наглядностью не стоит. Так при изучении дорожных знаков необходимо обязательно делать пояснения.

- На занятиях обязательно необходимо использовать многократное повторение с включением всех видов памяти - зрительной, слуховой, двигательной.

- Понятия и абстрактные положения доходят до сознания лучше, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами, наглядностью.

- Надежный механизм освоения знаний это создание проблемных ситуаций. Любой из методов обучения это позволяет сделать: преподаватель может смоделировать  ту или иную дорожную ситуацию, а учащиеся смогут предложить свои варианты решения данной проблемы; при устном изложении преподаватель ставит перед курсантами познавательные задачи и вопросы и прочее.

- В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение преподавателя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Это достигается при новизне сведений, яркости фактов, оригинальности выводов, своеобразного подхода к раскрытию сложившихся представлений, глубокому проникновению в сущность явлений.

  1. Этап закрепления нового материала: закрепление, систематизация и применение знаний на практике определяются как обязательные компоненты занятия.
  2. Этап информации учащихся о домашнем задании. Подведение итогов урока.

Но, одновременно, занятие в учебном центре будет иметь и свои отличительные особенности. Специфическим будет изучаемый материал, а именно, Правила дорожного движения. Преподавателю нужно ответственно подойти к организации учебных занятий, так как от того, насколько хорошо будут усвоены курсантом правила дорожного движения, насколько грамотно он сумеет применять их в реальной жизни, будет зависеть безопасность водителя и окружающих. На занятиях обучающиеся должны освоить определенный теоретический материал и на его основании научиться решать экзаменационные задачи.

Образовательный процесс по правилам дорожного движения должен быть построен на основе педагогических принципов: преемственности, непрерывности, систематичности, последовательности, развивающего обучения, доступности, наглядности, единства воспитания и обучения.

 

В процессе обучения должны быть достигнуты следующие задачи:

 

- формирование  профессиональных знаний по Правилам дорожного движения;

- развитие культуры вождения через знания Правил дорожного движения;

- формирование представлений об устройстве и принципах работы узлов, механизмов и агрегатов автомобиля, по их техническому обслуживанию, регулировке и устранению возможных неисправностей;

- формирование навыков технического обслуживания автомобиля, устранения неисправностей;

- формирование позиции: технически исправный автомобиль - залог безопасности движения;

- ознакомление с приемами безопасного управления в сложных дорожных условиях и критических ситуациях;

- формирование умений и навыков безопасного управления автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях;

- осознание курсантом влияния элементов системы «Водитель-Автомобиль-Дорога» на эффективность и безопасность управления автомобилем в штатных и нештатных режимах движения.

- ознакомление с методами  оказания помощи при травмах, ожогах, ранениях, кровотечениях, переломах и других повреждениях;

- формирование умений выполнять приемы по оказанию первой помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах;

- формирование у курсанта позиции - водитель-участник оказания первой помощи, то есть возлагать на будущего водителя надежду на проявление с его стороны социальной активности.

 

Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

 

Перечень учебных материалов для подготовки водителей транспортного средства  различных категории  содержатся в приложениях к Рабочим программам.

Обучение курсантов на компьютерном тренажере вождения

 

В ГАУ ДПО СО «Арамильский УТЦ АПК» все курсанты, обучающиеся по программе подготовки «Водитель транспортных средств категории «В» обязательно получают 6-ти часовую подготовку на «Автоматизированном Тренажера Компьютерного «АТК-03».

Компьютерный тренажер вождения представляет собой сложное электронно-механическое устройство, предназначенное для обучения курсантов вождению автомобиля. Он позволяет выработать у курсанта условные рефлексы необходимые для управления автомобилем.

Параллельно с тем, что курсант обучается на тренажере, с ним работает преподаватель, который обучает и  контролирует процесс обучения, корректирует и анализирует с курсантом его действия.

Процесс обучения на тренажере сводится к следующим этапам:

На первом этапе обучения у курсанта вырабатываются правильные навыки работы с органами управления. Тренажер задает курсанту необходимые упражнения с заданной: очередностью работы с рулем, педалями, рычагом кулисы КПП и др.

Курсантом выполняются следующие упражнения:

Упражнение 1. Посадка на рабочем месте водителя.

Упражнение 2. Ознакомление с работой органов управления.

Упражнение 3.  Формирование координированных действий двух рук в верхнем секторе рулевого колеса.

Упражнение 4. Скоростное руление с перехватами на боковом секторе рулевого колеса.

Упражнение 5. Формирование умения в переключении передач.

Упражнение 6. Формирование умения в управлении педалью тормоза.

Упражнения выполняются с заданным временем до выработки необходимого автоматизма.

На втором этапе курсант обучается троганию с места на автомобиле, рулению на прямолинейных участках дороги.

Курсантом выполняются следующие упражнения:

Упражнение 7. Формирование у водителя умения трогаться с места.

Упражнение 8. Формирование умения выполнять разгон и замедление движения «автомобиля» в сочетании с переключением передач.

Упражнение 9. Формирование умения двигаться в произвольном режиме.

Упражнение 10. Формирование умения двигаться задним ходом с контролем движения в зеркало заднего вида.

На третьем этапе курсант обучается троганию с места автомобиля на подъемах и спусках и рулению на дороге с поворотами.

На четвертом этапе курсант движется по дороге насыщенной дорожными знаками, перекрестками, светофорами, переездами, мостами и др.

На пятом этапе курсант движется по дороге общего пользования со встречными машинами, с обгонами и обгоняющими автомобилями, а также с имитацией аварийной обстановки. Эта программа позволяет выработать у курсанта навыки внезапной остановки автомобиля, после такого курса,  обучающийся становится более безопасен на дорогах.

На шестом этапе обучения курсант вырабатывает навыки движения по площадке.

 Обучение вождению

Автомобили, используемые для обучения курсанта в ГАУ ДПО СО «Арамильский УТЦ АПК», обозначены опознавательными знаками «Учебное транспортное средство» и оборудованы дополнительными педалями сцепления и тормоза, зеркалом заднего вида для мастера производственного обучения.

            Управление автомобилем в современных условиях - процесс чрезвычайно сложный в техническом, и в психологическом отношениях. Поэтому при обучении вождению намечено три этапа:

  1. Кандидат в водители должен достичь определенного технического мастерства.
  2. Формирование у кандидата в водители навыков определения положения автомобиля на дороге и прогнозирование его траектории под управляющими воздействиями обучаемого.
  3. Формирование навыков взаимодействия с другими участниками движения, анализа и прогнозирования дорожной обстановки, предупреждения аварийных ситуаций.

Результатом обучения с последовательным  прохождением трех этапов должно быть свободное владение автомобилем в различных дорожных ситуациях. Только после этого обучаемый может быть допущен к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения.

Одновременно мастер развивает у курсанта навыки применения на практике знаний, получаемых на теоретических занятиях по устройству и эксплуатации автомобиля, правилам дорожного движения и основам безопасности.

Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на тренажере и учебном транспортном средстве).

Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводится на закрытой площадке или автодроме. К обучению практическому вождению на учебных маршрутах допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.

Перед проведением занятия мастер производственного обучения проверяет наличие документов, без которых  не имеет права приступать к работе: водительского удостоверения, свидетельства мастера производственного обучения вождению, свидетельства о регистрации транспортного средства,  путевого листа учебного автомобиля, схем учебных маршрутов.

Структура  занятия обучению вождению автомобиля:

  1. Подготовительная часть, которая включает следующие мероприятия:

- проверку мастером производственного обучения наличия у учащегося Индивидуальной книжки учета обучения вождению транспортного средства;

- проверку мастером внешнего вида и одежды учащегося (состояние здоровья, соответствие одежды и обуви);

- контроль мастером физического состояния курсанта (алкогольное и наркотическое опьянение, болезненное состояние и т.п.);

- проведение учащимся под контролем мастера контрольного осмотра автомобиля. В случае обнаружения неисправностей, следует устранить их.

2. Основная часть, которая включает следующие этапы:

1) Проверка мастером усвоение пройденного: задаются вопросы по проверке знаний устройства автомобилей; правил дорожного движения; основ управления автомобилем и безопасности движения, последовательности выполнения технических приемов управления автомобилем.

2) Объяснение нового материала (вводное инструктирование), целью которого является подготовка курсанта к выполнению упражнению.

Мастер знакомит курсанта с содержанием упражнения, его элементами, выделяя при этом главное и отрабатываемом упражнении. Объясняет и показывает последовательность выполнения приемов, маневров. Знакомит с правилами техники безопасности и безопасности дорожного движения. Указывает на типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении упражнения, на их предупреждение и устранение.

В ходе выполнения учащимся упражнения, мастер выполняет текущее инструктирование. Мастер дает краткие указания по правильному выполнению приема, маневра. При необходимости разъясняет причину допущенной ошибки. В процессе обучения мастеру не следует, без особой к тому надобности, вмешиваться в управление автомобилем.

            Практическая отработка упражнения по вождению автомобиля заканчивается выполнением курсантом контрольного задания. В контрольное задание включаются элементы и приемы отрабатываемого упражнения с учетом ранее приобретенных навыков.

3. Подведение итогов занятия. Мастер проводит заключительное инструктирование, цель которого состоит в том, чтобы подвести итоги занятия, оценить достигнутые результаты по выполнению учащимся контрольного задания и упражнения в целом. Первоначально разбираются ошибки, допущенные учащимся, указываются причины и способы их устранения. После разбора и анализа занятия выставляется оценка.

        Затем мастер оформляет путевой лист и индивидуальную книжку обучению вождению учащегося. Мастер дает домашнее занятие, которое включает повторение или изучение тем, разделов устройства и эксплуатации автомобиля, правил дорожного движения, основ управления автомобилем и безопасности движения, вождения автомобиля.

        Продолжительность учебного часа при обучении вождению – 60 минут, включая время на смену курсантов, подведение итогов и оформление документации.

Упражнениявыполняемые на закрытой площадке

Перечень выполняемых упражнений на закрытой площадке прописан в Рабочей программе по профессиональной подготовке, переподготовке для конкретной категории и подкатегории.

Напишите нам и мы решим Вашу проблему
Работает на: Мибок: Сайт школы (образовательного учреждения)